Маркировка и условные обозначения всех стандартизированных изделий упрощает процесс подбора совместимых комплектующих для любого создаваемого и находящегося в эксплуатации механизма. На большинство подшипников обозначения наносятся на боковые стороны либо на торцы внешнего кольца. Только на некоторых сверхмалых и шпиндельных типов данные содержатся на упаковке или в технических паспортах. Чтобы понять маркировку, необходимо знать, что говорят обозначения подшипников по ГОСТ.
Обозначение класса точности располагается непосредственно перед основным
условным обозначением подшипника и обычно отделяется от него дефисом или пробелом.
Класс точности считается равным нулю для типов без специальных требований к характеристикам.
В этом случае в маркировке он отсутствует.
Класс точности 8 и 7 присваивается подшипникам не
соответствующим по каким-либо параметрам 0 классу, но разрешенные для неответственного применения.
Эти значения условно ниже нуля, но они указываются при маркировке.
Классификация различных типов подшипников по возрастанию точности:
Непосредственно перед классом точности проставляется величина,
определяющая радиальный зазор. При нормальном значении радиальных
зазоров маркировка не наносится. При наличии этого показателя указывается даже нулевой
класс точности.
Обозначения радиальных зазоров регламентируется по ГОСТ 24810-81.
Если к параметру предъявляются нестандартные требования, то он обозначается буквой "Н".
Пример: Н0-32316 – подшипник со специальным радиальным зазором.
Классификация регламентируется ТУ37.006.085-79.
Тип момента трения подшипников качения маркируется слева от значения радиального зазора.
В маркировке некоторых категорий нормальный радиальный зазор по ГОСТ 24810-81 имеет
буквенное обозначение М.
Пример: 4М6-1000816 –подшипник с классом точности 6,
имеющий нормальный радиальный зазор и момент трения четвертого ряда.
Буквенными сочетаниями "НТ" и "НУ" обозначается пониженная точность вращения.
Дополнительно в маркировке подшипников указывается ряд индивидуальных параметров,
касающихся материалов, из которых производятся подшипники или их комплектующие,
конструктивных особенностей (канавки, отверстия для смазки и др.),
допустимых погрешностей и других характеристик.
При наличии таких параметров буквенные или буквенно-цифровые значения ставятся после
основного обозначения (суффикс). Типы подшипников повышенной грузоподъемности обозначаются буквой "А".
При изготовлении подшипника или его деталей из нержавейки в первом исполнении указывается "Ю",
в последующих дополнительно проставляется порядковый номер: "Ю1", "Ю2" и так далее.
Первое исполнение | Последующие исполнения | Расшифровка обозначения подшипника |
---|---|---|
А | - | Подшипники повышенной грузоподъемности |
Б | Б1, Б2, БЗ и т.д. | Сепаратор массивный из безоловянистой бронзы |
Г | Г1, Г2, ГЗ и т.д. | Сепаратор массивный из черных металлов |
Д | Д1, Д2, ДЗ и т.д. | Сепаратор из алюминиевого сплава |
Е | Е1, Е2, ЕЗ и т.д. | Сепаратор из полиамидных материалов |
К | К1, К2, КЗ и т.д. | Конструктивные изменения деталей подшипников (канавки, отверстия и др.) |
Л | Л1, Л2, ЛЗ и т.д. | Сепаратор из латуни |
Р | Р1, Р2, РЗ и т.д. | Детали подшипников из теплоустойчивых сталей |
У | У1, У2, УЗ и т.д. | Дополнительные технические требования к чистоте обработки деталей, радиальному зазору, осевой игре, покрытиям и т.д. |
Х | Х1, Х2, ХЗ и т.д. | Детали подшипников из цементируемых сталей |
Э | Э1, Э2, ЭЗ и т.д. | Детали подшипников из стали ШХ со специальными присадками |
Ю | Ю1, Ю2, ЮЗ и т.д. | Детали подшипников из нержавеющей стали |
Я | Я1, Я2, ЯЗ и т.д. | Подшипники из редко применяемых материалов (твердые сплавы, стекло, керамика и т.д.) |
W | W1, W2, WЗ и т.д. | Детали подшипников из вакуумированной стали |
H | Н1, Н2, НЗ и т.д. | Кольца и тела качения или только одно кольцо из модифицированной теплопрочной стали (кроме подшипников роликовых радиально-сферических двухрядных) |
М | - | Модифицированный контакт |
Ряд игольчатых подшипников обозначается тремя числами, между которыми стоят знаки умножения.
Множителями последовательно определяются внутренний и наружный диаметр и ширина подшипника.
Другие обозначения подшипников качения по ГОСТ относятся к уровню шума,
особенностям отпуска деталей и смазочных материалов, используемых при изготовлении
подшипников закрытого типа. На российских подшипниковых заводах распространены способы смазки с
применением жидких смазочных материалов и пластичных составов. При выборе смазки учитываются параметры
изделия, рабочая скорость вращения и рабочий температурный режим. Для обозначения смазки, закладываемой
в подшипники, применяется буква "С" с номером.
Литера | Марка смазки | Температура работы узла | Область применения |
---|---|---|---|
С1 | ОКБ-122-7 | -60…+90 | В узлах вертолетов и самолетов |
С2 | ЦИАТИМ-221 | -60…+120 | В различных узлах авиации |
С3 | ВНИИНП-210 | -60… +250 | Тихоходные тяжело нагруженные подшипники |
С4 | ЦИАТИМ-221С | -50…+180 | Электромашины в авиации |
С5 | ЦИАТИМ-201 | -40…+110 | Скоростные подшипники и их аналоги, которые устанавливаются в приборы |
С6 | ПФМС-4С | -30…+300 | Тихоходные подшипники и винтовые шариковые передачи |
С7 | ВНИИНП-271 | -60…+130 | Подшипники с небольшим моментом трения, различные приборы |
С8 | ВНИИНП-235 | -60…+250 | Подшипниковые узлы, которые работают с колебательными движениями |
С9 | ЛЗ-31 | -40…+130 | Выжимные подшипники сцепления |
С10 | №158 | -40…+120 | Игольчатые подшипники, установленные на карданных передачах автомобилей |
С11 | СИОЛ | -30…+140 | Подшипниковые узлы электроверетен |
С12 | ВНИИНП-260 | -50…+180 | Скоростные шарикоподшипники и различные приборы |
С13 | ВНИИНП-281 | -60…+120 | Подшипники, установленные на самолетах |
С14 | ФИОЛ-2У | -30…+100 | Подшипниковые узлы игольчатые, используемые для авто |
С15 | ВНИИНП-207 | -60…+180 | Электромашины, применяемые в авиации |
С16 | ВНИИНП-246 | -60…+250 | Подшипники, работающие при вакууме на электромашинах |
С17 | ЛИТОЛ-24 | -40…+120 | Подшипниковые изделия многоцелевого назначения |
С18 | ВНИИНП-233 | -40…+120 | Подшипники качения |
С19 | ВНИИНП-286 | -40…+25 | Изделия, используемые в гироскопах |
С20 | ВНИИНП-274 | -80…+130 | Миниатюрные приборы, а также летальные аппараты |
С21 | ЭРА | -60…+120 | Системы управления |
Шумовые и вибрационные нормы работы подшипников регламентируются соответствующими техническими условиями.
Они тоже обозначаются в буквенно-цифровом формате с использованием буквы "Ш" с цифровым индексом, увеличение
которого говорит о снижении рабочего шума. Этот параметр находится после основных и дополнительных
характеристик.
Отсутствие индекса "Ш" говорит о стандартных требованиях к шуму и вибрации при работе.
Температура отпуска деталей – еще один элемент, который при должен отражаться в маркировке буквой "T" после
всех значений. Индексы "Т" присваиваются определенным температурным диапазонам при изготовлении деталей
подшипников. При отсутствии цифровой пометки процесс отпуска деталей осуществляется при 200°С.
Обозначение | Температура |
---|---|
Т | 160 |
Т1 | 180 |
Т2 | 200 |
Т3 | 250 |
Т4 | 300 |
Т5 | 350 |
Т6 | 390 |
«Ш» префиксом подшипников скольжения (шарнирных) обозначает:
Обозначение | Особенность |
---|---|
ШМ | Без канавок и отверстий для внесения смазку |
ШС | Отверстия и канавки на внутреннем кольце для внесения смазки |
ШСЛ | Наружное кольцо разъемное, соединяется в продольном сечении |
ШСП | Модифицирован прорезью наружнего кольца |
ШСР | Модификация наружнего кольца разъемом перечного направления |