ГПЗ 4



Государственный подшипниковый завод №4 основан в Куйбышеве (Самаре) в 1941 году на базе эвакуированного в годы Великой Отечественной Войны из Москвы ГПЗ 1. Первый подшипник был выпущен 21 ноября 1941 года. Этот день считается днем основания завода.

В 1946 году предприятие было разделено на две части: ГПЗ 4 и ГПЗ 9. На «Четвертом» заводе оставили производство шариковых подшипников, подшипников с длинными цилиндрическими и витыми роликами, миниатюрные подшипники, а на «Девятку» было передано производство роликовых конических, роликовых цилиндрических и специальных подшипников.

В 1954 году запушен Завод Приборных Подшипников как филиал ГПЗ 4.

В 60-е годы прошлого века на предприятии были построены новые корпуса цехов, запущен цех – автомат по производству подшипников, произведена модернизация производств. Был построен и запущен в 1970 году цех по производству сверх-крупногабаритных подшипников, в котором освоили производство подшипников диаметром до 4 метров.

К концу 80-х годов предприятие выпускало до 20% всех подшипников, производимых в Советском Союзе.

Как и многие предприятия промышленности завод очень сильно пострадал в 90-е годы. Из состава объединения был выведен ГПЗ 9, сам ГПЗ 4 преобразован в АО «Шар». Затем был выведен АО Завод Авиационных Подшипников (изначально носил название АО Завод Специальных Подшипников).

В текущем виде ООО «СПЗ 4» как правопреемник ГПЗ 4 работает с 2006 года и является крупнейшим Российским производителем шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников диаметрами от 4 до 200 мм. В номенклатуре предприятия имеются также подшипники с нестандартными радиальными зазорами и подшипники с регламентированными уровнями шума (вибрации).